Неолит
Мономахия (спойлер)
Внимание: вся реальность основана на событиях этой книги. Всё совпадения не случайны..
Первая часть, литературно обработанная доступна по ссылке:
http://startupbar.ru/bastion-1

Ниже идёт черновик второй части, для любителей спойлеров и желающий внести вклад в создание фильма. Или в создание реальности. Что в общем одно и тоже.
Мономахия часть 2
Явление героя
Это вторая часть, которая на самом деле хронологически является первой, ибо в ней раскрывается предыстория фильма, его замысел и даже в некотором смысле финал. Но пусть вас это не пугает: финал открытый. Пусть вас пугает то, что он будет закрываться с вашим участием.
Итак, друзья, приглашаю вас в кино. Заметьте, не смотреть кино, а прямо в кино.

Как говорил один великий деятель современного искусства, "Кино для нас - важнейшее из искусств"! Злые языки утверждают, что подумав, деятель добавил "И цирк...". Ещё более осведомлённые злые продолжают: "Кино и цирк, покуда народ у нас остаётся безграмотным".

Народ наш может и поумнел, но цирк любит по-прежнему, а сам цирк давно уже вышел за пределы арены.

Нет, наша жизнь это не театр, это цирк. Ибо театр это игра, а цирк это клоунада и глумление. Над разумом, над природой. Государство глумится над нами, а мы над государством. Одним словом цирк.
И сегодня этот цирк развернётся под куполом шапки Мономаха. Прямо в кино. Ибо только в кино можно посмотреть на цирк со стороны. Вооружившись разной оптикой, мы посмотрим на этот мир под разными углами, заберёмся в потаённые места, влезем в душу и ужаснёмся!

Шапка Мономаха - главный артефакт в этом фильме. Это символ власти, первейший на Руси. Сам Мономах тоже в общем символ - он обладал какой-то силой, возможно мистической, раз сумел объединить Русь, что прямо скажем, задача не из простых... И возможно, что всё дело в шапке. По этой причине за ней охотятся несколько группировок: чекисты, монархисты, футуристы и даже пионеры.
Общеизвестно, что в Оружейной палате хранится подделка, а настоящая шапка спрятана в Смоленске, в подземной крепости. Однако все сыщики идут по ложному следу. Кроме футуристов. Старая шапка не работает, у неё вышел срок годности, она устарела. Футуристы всё это понимают и разрабатывают новую шапку в секретной лаборатории, где собраны лучшие умы и безумные гении.

События ускорились, благодаря тому, что удалось найти могилу наполеоновского генерала, который хранил сведения о местонахождении шапки.

Наполеон, как оказалось, так же в своё время искал её, искал ключи к России. Известно, что в своих бумагах он писал: "Война закончится в Смоленске". Не найдя ни карты ни ключей ни шапки, он начал в бешенстве взрывать башни крепости одну за другой..

Тайное общество криптоисториков смогло выяснить, что карта - это узор на жезле генерала Гюдена, с которым его похоронили - это зашифрованная карта.
После раскопок могилы генерала в Смоленске состоялся международный пленер - это прикрытие для организации поиска артефакта. Найти ничего не удалось, и второй пленер назначили на осень, с большим размахом.

Но и это ещё не всё. Далеко не всё...

Футуристы давно интересовались Смоленском. Этот город находится строго на пересечении двух линий: с севера на юг и с запада на восток. Если повести одну линию по пути из Варяг в Греки, от Питера до Чёрного моря, а вторую от Берлина до Москвы, то мы попадаем в Смоленск.

Если Питер это окно в Европу, то Смоленск это двери в Россию.

Дверь, точнее портал это очень загадочный объект. Даже безо всякой метафизики. Дверь делит пространство, отделяя внутреннее от внешнего.

Посмотрите на свою дверь, на своё окно. По эту сторону ваш мир, личный, частный, а по другую чужой. Или общий. Но не безраздельно ваш. И в переходе между этими мирами стоит портал. Двуликий Янус - бог дверей, границ, входов и выходов. Это бог-демиург, творец, создатель, божество всех начинаний. Два его лика обращены к разным мирам и разным временам.

Представьте себе линию времени, нить, по которой скользит двуликий визир, или эта нить протянута через него. Один его лик видит будущее, а другой прошлое, а настоящее, тот самый миг между прошлым и будущим - там. В нём. Настоящее, всё настоящее - в этой точке, в тонкой мембране между мирами, в этом портале, в этом дверном проёме. И если дверной механизм ломается, если расслаивается эта мембрана, с настоящим моментом может произойти всякое. Настоящее может перестать быть настоящим, или перестать быть вообще. Самое лучшее из всех зол - попасть в лимб.

Настоящий момент.. как много смыслов в этом звуке...

Футуристы обнаружили в городе мистическую точку - место, в котором время остановилось, и вся Россия погрузилась в сон. Вот уже четверть века, с самого начала Перестройки, Россия спит, и сон её разума рождает чудовищ.

В самом центре Смоленска, рядом с площадью Победы есть странное место.. Это тихий унылый скверик, который отделён от города как крепостной стеной разнообразными объектами, не менее странными.

В этом скверике, исполосованном тропками как пустырь на окраине, в зарослях дикой травы хаотично разбросаны сказочные персонажи, пластиковые стаканчики и человеческие судьбы. Здесь ничего не происходит. Или можно сказать, что здесь происходит ничего.

Этот безымянный сквер хранит какую-то тайну, погружённый в свой внутренний мир и ограждённый от внешнего. Он заключён в каре: с трёх сторон сооружения, а с четвёртой, восточной - пустота, перерезанная трамвайными путями.

С севера сквер отделё кусом крепостной стены с башней, в которой был музей пионерии, в который было невозможно попасть, а сейчас там музей счастья, которое невозможно найти. Музей настолько странный, что становится немного жутко в ожидании, что за очередным поворотом, в каком-нибудь лапте тебе покажут это счастье. К счастью, ничего такого не происходит- счастья в явном виде никто не навязывает, но если попытаться найти счастье самостоятельно, разглядывая предметы старины, тогда тихий ужас ледяным холодом начинает подниматься по венам, и только остановив всякую рефлексию можно от этого ужаса избавиться.

На входе в музей сквер Павлика Морозова, и хоть Павлика снесли, сквер остался, и на пути к счастью ты его ощущаешь этот сквер. В сквере есть ещё один жуткий памятник - комок, слепленный из человеческих тел.. Комок из детских тел на входе в музей счастья. На выходе впрочем тоже.

Центральное место линии обороны, с запада, занимает похожий на усечённую Бастилию кинотеатр Октябрь, застывший в состоянии стремительного полураспада, руководство которого не менее стремительно меняется, передавая понаследству заклинание: "нет, мы не можем с вами заключить договор, здесь сейчас невозможно ничего запланировать, статус объекта неопределён, с минуты на минуту ждём решения губернатора" - и так все 25 лет. С минуты на минуту.. При этом в Октябре постоянно торгуют пивом, секондхендом и устраивают сезонные распродажи.

Напротив Октября, с лицевой стороны, недавно воткнули памятник: столь архаичную стеллу советского покроя, что и во времена союза её признали бы безвкусной, устаревшей, архаичной. Видимо это сделано для того, чтобы ещё надёжней запечатать время.

Ограничивая пространство справа, с южной стороны, между Центром культуры и музеем княгини Тенишевой, которая завещала "Придите и владение мудрые", стоит памятник создателю памятника "На тысячелетие призвания варягов на Русь" с моделью памятника всея Руси в масштабе.

Почему он называется памятником Всея Руси не вполне понятно, ибо на нём изображены князья разной степени тяжести, которые правили Русью. С другой стороны, собственно княжеские дружины собрали из разнообразных племён и общин нечто общее и даже централизованное. Поначалу это были просто лихие ребята, которые обеспечивали транзит грузов, которые ходили с севера на юг и обратно, иными словами обеспечивали крышу купцам и мореходам. Торговый путь нанизал как куски мяса на шампур разные территории, в каждой из которых была своя непонятная власть, порядки и беспорядки, а лихие ребята обеспечили экстрерриториальный сервис для траффика. Может так оно и есть? Может князья всея Руси и есть Русь..

Эй, вы что не знали? Образованные вы мои любители кино и цирка, хлеба и зрелищ, посмотрите в учебники: Русь образовалась на пути из Варяг в Греки. Это было государствообразующее предприятие. Примерно как нефтегазовая труба сегодня.

О, друзья мои, вы много чего узнаете в этом кино.

Итак, памятник всея Руси представляет собой гигантский шар-державу, как и сказано в описании. Если направить камеру с юга и посмотрить через этот шар-державу на север, мы увидели на противоположном конце загадочного сквера другой шар, действительно гигантский, ушедший наполовину в землю, и похожий на голову исполина. Это старый бастион, именуемый Шеиновым, хотя на самом деле он безымянный.

И похоже, это та самая голова, на которую наброшена шапка-невидимка, которая погрузила в сон всю Россию

Шапка
Полевые практики
Приборы не понадобились. Сканеры, сложная оптика, проявители и закрепителем, соцопрсы и проче полевые инструменты - во всём этом не было нужды. Всё было очевидно.

Прибывшая на точку группа наблюдателей (онтологических наблюдателей), едва успела добраться до места, как место начало проникать в них.

Взобравшись на холм, наблюдатели (онтологические наблюдатели) со всей очевидностью узрели невероятное.
Шапка, надетая слегка набекрень, покоилась на исполине. На одном из сорока исполинов. На одном из сорока спящих исполинов. Тридцать девять Големов по радиусу и один в центре.

Шапка была на том, что смотрел на юг. Да, это был тот самый голем, со следами лоботомии от свежих раскопок. В шапке он был похож на персонажа из сказок, где рисуют громадную голову, размером с гору, а рядом с ней всадника.

Нет, это была не шапка Мономаха, хотя силуэт иерихонки угадывался без труда.
Это было странное эклектичное сооружение, не лишённое впрочем своеобразной красоты. Это была не та эклектика, в которой автор тонко сочетает разные стили и эпохи. Это была естественная эклектика, созданная искусственно. Как гора мусора, вырастающая на задворках. Впрочем, с такой задачей мог бы искусно справиться например Джон Гальяно.

На первый взгляд это выглядело как если на иерихонку, со всего маху нахлобучить шапку ушанку, так чтобы прорвать макушку, а затем пришить к ней козырёк от бейсболки.

Иерихонка при этом покрыта наслоениями, как обоями и газетами в коммуналке, которые новые и старые жильцы клеят поверх, не сдирая предыдущих слоёв, или сдирая небрежно, так что образуется полимпсест на забаву любопытным детям и историкам.

Последним слоем, впрочем самым крупным и фактурным, была изрядно истлевшая, но ещё прочная будёновка.
Из разодранной ушанки вытекают облака ваты, напоминающие мозги, припорошенные бесконечными фейерверками последних лет, которые не скрывают однако подпалины лет ранних.

От всей этой метафизической конструкции пахнет кровью, порохом, смесью порохов разных времён, различимых как вкус смеси пряностей, пахнет лагерной баландой, щами, махоркой, тайгой, жвачкой со вкусом свободы, пивом и кокаколой. Но главным образом кровью и тайгой.
Отчёт о наблюдениях, составленный этим же вечером в пивбаре "Пионерский" не был похож ни на один отчёт онтологических наблюдателей, сделанных ранее. Годы спустя будет непонятно, отчего этот сухой формальный отчёт так потряс публику тех лет.

Да, дорогие мои наблюдательные читатели. Именно своей строгостью. За которой читался весь трепет писавшего и даже угадывалось лёгкое дрожание руки.

Наблюдатели увидели не только спящий город. Они увидели мёртвый город.


мономахия
PS
Да, друзья, мы должны поставить этот фильм. Поставить и снять. И это не просто любопытство, хотя и этого порой достаточно. Дело в том, что это не просто кино и не просто литература. Это новая литература. Я разве не рассказал?

НеоЛит - это новое направление а литературе, которое балансирует на грани реальности и фантастики. Фантастики с очень коротким горизонтом. Это не фэнтези, где можно безответственно сочинять. А я предупреждал, что всё серьёзно.

Посмотрите вверх. Да не туда, в верх страницы. Там ясно написано: "ВНИМАНИЕ: вся реальность основана на событиях этой книги. Всё совпадения не случайны".

И ещё: у нас тут новый герой.

Вы понимаете, что это такое? Вся мировая литература всю свою историю рыщет, именно рыщет в поисках нового героя. И вот он.

Принципиально новый литературный герой. Это город. Город-герой Смоленск.
Нельзя сказать, что в литературе совсем такое не встречалось, взять тот же Дублин. Но Дублин хоть является всеобъемлющим героем повествования, но далеко не в таком смысле, как мы мыслей героя. Не в таком. В нашем случае это полноценный персонаж, действующий субъект.

И это герой в античном смысле и в классике жанра античной трагедии.

Вы понимаете, что такое герой? Точно? Хорошо. А понимаете что такое трагедия?

Смотрите: если челове бьётся с другим человеком или с толпой, то это драма, это боевик, бытовой сюжет. А если человек бьётся с обществом (очень большой толпой, с Левиафаном) или с богами, с роком, то это трагедия. Классическая.

Справка:
Трагедия это жанр, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме,

Вы понимаете, что это значит? Точно?

В античной трагедии герой погибает.

В некотором смысле для Смоленска это ничем не грозит. Даже в двух смыслах. Во-первых, один из символов города Птица Феникс - возродится в любом случае. А во-вторых... Во-вторых, это то, что увидели наблюдатели.

Они увидели мёртвый город.

Это уже отметила предыдущая экспедиция в Смоленск. Воронин и Раппопорт, изучая архитектуру древнего Смоленска отметили между строк: "Это мёртвый город, не интересующийся своей историей".

Да, они сделали это открытие, но не придали ему значения. Ибо они не были наблюдателями. Онтологическими наблюдателями.

Онтологический наблюдатель и обычный наблюдатель находятся в тех же отношениях как Джек Воробей и Капитан Джек Воробей.

Итак, что вас сейчас волнует больше всего: то что город мёртвый или то, что он должен погибнуть?

Можно конечно пошутить, мол "То что мертво умереть не может", но здесь не до шуток. Хотя делать скорбное лицо совсем не обязательно. Речь идёт о феномене, о научном открытии, об интересном исследовании, и в конце концов о том, что мы откладываем на потом, в самый конец, в самом буквальном смысле.

О смерти. О том, что определяет жизнь. Определяет. Что мы знаем о жизни? А что о смерти?

В античном мире считалось, что боги завидуют людям. Завидуют тому, что люди смертны. Ибо только ощущение смерти даёт возможность насладиться жизнью.

Итак, друзья, напевая песнь Вальсингама, примемся за расследование.
Что? Вы не слышали этой песни? Это же наш сукин сын, это Пушкин, любознательные вы мои, это Маленькие трагедии (пожалуй подчеркну - Трагедии!): "И всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья, бессмертия может быть залог!". И вообще, считается, что если вам не за что умирать, вам незачем жить.

Итак, движемся дальше, к развязке.

Важно, что Раппопорт и Воронин сделали это открытие ещё в советские времена, в самый расцвет: их книга вышла накануне Олимпиады, ровно 40 лет назад, в 1979 году. Но саму эту странность отношения к истории они обнаружили ещё раньше!!! В царской России!! Понимаете? Если мы разберемся с вопросом что не так со Смоленском, возможно сможем понять что не так с Россией (подробнее читайте в моей книге "Что не так?").

Итак, друзья. Если вы следите за историей, не только за изложенной здесь историей, а за историей вообще, если вы владеете пером - добро пожаловать в новую реальность.
Made on
Tilda