лабораория урбанистики Обитаемый остров
Дворец Культуры
Концепция развития ДК профсоюзов в Смоленске
Лаборатория урбанистики "Обитаемый Остров" разрабатывает решения в сфере развития городских территорий, общественных пространств.


Предлагаем перечень проектов, направлений сотрудничества и план мероприятий, разработанный на основании предварительных переговоров.


  1. Проектный офис. Разработка специализированного решения, наиболее отвечающего миссии ДК Профсоюзов.

  2. Организация публичной площадки для проведения весенней форсайт-сессии. Организация на этой площадке тематической секции "Культура" для обсуждения проблем и перспектив, разработки проектов и инициатив в сфере культуры.

  3. Создание первичной инфраструктуры Проектного офиса:

  • редакция, пресс-служба

  • проектная галерея "Стена"

  • лаборатория драматургии, как потенциальное ядро проектного офиса, точки сборки творческого кластера ДК Профсоюзов.

  1. Сборочные проекты:

  • Тематические площадки ДК

  • Форум "Портал в Будущее" (наполнение проектной галереи)

  • образовательный проект Лабораториум (учебные программы, технологии, наглядные пособия, исследовательское оборудование)

  • проект "Территория" (в составе проекта Геопланетарий)

  • постановка "Искушение",

  • проект "Кастинг"

Реализация

Учитывая сложность и комплексность намеченных направлений, предлагаем использовать проектный подход в их реализации.

Организация проектной галереи и редакции позволит упорядочить проектную деятельности и наладить управление неограниченным количеством проектов.

Локации.

Для организации проектной галереи оптимально подходят две локации: третий этаж и главный холл первого этажа. Третий этаж работает как большая коллаборация, а в холле открывается публичная галерея для свободного посещения горожанами.
Инициация
Стартовые мероприятия
Параллельно с организацией Форума необходимо создать несколько тематических площадок, мероприятий, в которых будет проявлена новая функция ДК. Эти площадки и тематики органично вольются в Форум, а по его завершении останутся как постоянно действующие.
тематические группы
Культура
Темы, формы и форматы коммуникаций
Дворец Культуры в силу своей природы не только имеет возможности, но и обязан поддерживать тематические коммуникации. В этой связи предлагаем набор решений в виде тематик и форматов, в которых эти тематики могут быть развёрнуты

Предлагаемые ниже темы касаются исключительно сферы культуры, предполагаются как базовые и постоянные. Тематики, которые могут быть подняты в рамках Форума (форсайт-сессий) много шире базовых тематик и описаны отдельным пунктом.

Базовые темы.

1. Основы государственной культурной политики как документ стратегического планирования. Основы - это базовый документ для разработки нормативных актов, регулирующих процессы культурного развития в России, а также государственных и муниципальных программ.

Инициирование данной темы - очевидный, логичный и безупречный ход для начала деятельности в сфере развития культуры.


2. Деловая культура.
Эта тематика редко выходит в публичное пространство, а вопрос создания собственной системы управления проектами практически не возникает.

В рамках данной темы планируется сформировать исследовательскую группу с задачами:
- анализ деловой культуры, систем управления качеством, систем управления проектами.
- разработка новых форматов управления проектами, в т.ч., проектами в сфере культуры, и в особенности - масштабными проектами городского уровня.

ДК Профсоюзов наилучшим образом располагает к инициированию такой площадки.

3. ORG.NET
Данная тематика логически вытекает из предыдущего пункта и имеет практическую цель - дополнить систему приоритетов Национальной Технологической Инициативы (НТИ) организационным приоритетом.

4. Культура и искусство - широкая, не связанная рамками тематика. Является базовой для регулярного выпуска контента, инициирования мероприятий.

Форматы

1. Клуб.
Этот формат напрашивается сам собой, он прост в инициировании, но сложен в реализации. Подобные структуры как правило выращиваются, и чем раньше его инициировать, тем скорее от вырастет.

2. Дискуссионный клуб. Наиболее простая в реализации форма.

3. Лекторий. Формат, близкий к образовательному. В ближайшей перспективе этот формат планируется довести до совершенства. На начальном этапе Лекторий выступает в качестве экспериментальной площадки для отработки образовательных программ, отбора и выращивания лекторов.

4. Лаборатория. В практическом плане - наиболее интересный формат. Именно этой структуре предстоит разрабатывать и реализовывать большинство инициатив, и в первую очередь - разработку и совершенствование форматов, систем управления проектами.

5. Форум. Ежегодный форум, привязанный к началу нового цикла бюджетного планирования.

6. Проектные форматы.
В процессе организации и проведения Форума проектный формат сможет закрепиться в качестве наиболее динамичного и популярного формата коммуникаций.
Форматы контента.

Кроме собственно тематических мероприятий, самоценных самих по себе, необходимо наладить выпуск контента в традиционных медиа-форматах - новости, обзоры, репортажи, публицистика.

Решить это можно исключительно созданием редакции, в функцию которой будет входить не только освещение событий и мероприятий, но и полноценный контент-менеджмент, то есть, управление проектами. Это, в частности, является инновацией в сфере управления проектами.

Редакция - ключевой элемент инфраструктуры Проектного Офиса и требует отдельного обсуждения.
Форум
Портал в Будущее
ежегодный форум
Кроме культурной повестки мы планируем наполнить форум по большей части образовательными проектами. В этой связи мы разработали темы, органично связанные, взаимодополняющие:

- S.Парта (домашняя лаборатория, S - smart )
- Геопланетарий(публичная лаборатория)
- Кампус (образовательный лагерь, новый университет)
- Ядро знаний (учебные пособия и программы)

- "S.Парта" - разработка домашней лаборатории для тех, кто познаёт мир. Это новая образовательная парадигма, актуальность которой спровоцирована в т.ч. пандемией - поставив школьников и студентов сложные условия дистанционного образования в условиях скудной образовательной среды.

Приставка S - маркирует "умные" (smart) решения, подразумевающие расширенную образовательную среду, дополнительный функционал устройств, интеграционные решения.

Проект ориентирован в первую очередь на школьников и студентов, но так же имеются номинации для дошкольного возраста и для "пост.школьников" - для тех, кто разделяет концепцию "постоянного образования" (в течении всей жизни).

Проект реализуется с участием дизайнеров, педагогов, разработчиков пособий, программистов и разумеется, самих учеников. Для проекта выделяется пространство, где могут быть представлены эскизы, идеи, макеты по организации домашней лаборатории а так же их практические воплощения. Пространство организуется как коворкинг, ко-лаборатория.
Лабораториум (Геопланетарий)

Тематика площадки ориентирована на создание публичных лабораторий (сейчас подобные практики называются "коллективный пункт доступа к оборудованию"). Нами разработан концепт тематических лабораторий, в т.ч. в формате "Геопланетарий", которые сочетают в себе лаборатории (организованные рабочие места) для познания мира и исследований.

В мировой практике это известно как движение "гаражной экономики" и лабораторий типа DIY (сделай сам), на долю которых приходится множество стартапов и открытий.

Дополнительная миссия данной площадки - разработка учебных пособий и программ.

На форме проект соседствует с S.Партой как его органичное продолжение.

Версия "Геопланетарий" подразумевает расширение Лабораториума и его территориальную привязку с добавлением функции местного клуба, краеведческого музея.
Кампус

Данный проект более масштабен и дополнительно вовлекает архитекторов, ландшафтных дизайнеров и ставит целью проектирование загородных и пригородных кампусов, а так же программы благоустройства и развития городских территорий, рассматривая город как большой кампус.

Так же, на данной площадке инициируется проектирование летнего лагеря.

Дополнительная миссия данной площадки - разработка учебных пособий и программ - главное - их интеграция в курс летней смены.
Кампус - оранжерея.

Частный случай Кампуса и Геопланетария.

Акцент делается на изучении биосферы
Кампус Азимовка.

Частный случай Кампуса на родине фантаста Айзека Азимова в Смоленской области.

Тематика кампуса - фантастика, футурология. В минимальном виде проект реализуется как музей роботов под открытым небом (см. иллюстрации). Проводится как ежегодный международный фестиваль.

Азимов - автор трёх законов робототехники, и такой музей на смоленщине может и обязан быть.

На площадке Форума данный проект отвечает за тему "Образ будущего" и интегрирует художественные и интеллектуальные решения по созданию этого образа.

Как идеальное решение - проведение Конгресса футурологов в Азимовке планируемое на осень.
базовые решения
Стена
Проектная галерея
Организация проектной галереи - один из первых шагов в реализации Концепции.

Галерея организуется в два действия: выделив пространство для размещения презентаций, необходимо описать и предъявить формат оформления и подачи проектов.

Основные организационные усилия прикладываются на начальном этапе для обозначения формата. Для этого привлекаются кураторы, дизайнеры, художники, оформители и создаются несколько образцовых презентаций, после чего галерея "Стена" начинает работать как самоорганизующаяся система.
Made on
Tilda