BASICS
Теоретические основы
Концепция устойчивого развития городов не ограничивается экологическим аспектом взаимодействия человека и природы, в ней в равной мере уделяется внимание совершенствованию социальной и экономической составляющих городской среды.

Для различных регионов и стран вырабатываются свои пути перехода к устойчивому развитию поселений. Переход к устойчивому развитию поселений требует значительных материальных и финансовых затрат и, что не менее важно, нового мышления, поэтому следует ожидать, что этот процесс будет достаточно длительным.
из материалов на студопедии:

Современная градообразующая концепция предусматривает функциональное зонирование территории города с выделением 6 ос­новных зон: жилой, промышленной, внешнего транспорта, общего­родской и районные центры, культурно-бытового обслуживания и отдыха населения. Реализация этой концепции требует огромных капитальных вложений в связи с освоением новых территорий, раз­витием инженерных сетей и строительством дорог.
из книги "Градостроительство. Теория и практика"
Потаев Г.А.

# Развитие градостроительных концепций

Концептуальные положения развития современного европейского градостроительства.


Можно выделить семь основных концептуальных положений развития современного европейского градостроительства:

1. Повышение компактности городов и плотности их застройки. «Растягивание» городской территории чрезмерно увеличивает расходы на содержание социальной и инженерной инфраструктуры. Плотная застройка характеризуется более низкими энергетическими затратами, интенсивной социальной жизнью. Она же позволяет более эффективно использовать системы общественного транспорта.

Европейское градостроительство сегодня — это не столько освоение новых территорий, сколько конверсия деградирующих территорий, прежде всего промышленных.

  • 2. Приоритетное развитие общественного транспорта. Современный европейский город — это город людей, а не автомобилей. Город для автомобилистов потребляет много энергии и оказывается неудобным: огромные пространства занимают дороги и автостоянки. Выход — в приоритетном развитии систем общественного транспорта. В последние 10—15 лет наиболее активно развиваются линии скоростного трамвая, скоростных железных дорог, метро.
  • 3. Формирование общественных пространств. Речь идет о пространствах города, предназначенных для беспрепятственного посещения публикой: парках, развлекательных центрах, пешеходных зонах, музеях, лекториях и т. д. Развитые общественные пространства обеспечивают высокое качество жизни в городе. Например, в Лондоне в 2002 г. была принята программа создания 100 общественных пространств.
  • 4. Возврат к квартальной структуре города. Европейское градостроительство отказывается от микрорайонной структуры города в пользу кварталов. В чем достоинства квартала? В гармоничном балансе «общественное—частное». Улицы по фронту квартала становятся общественными пространствами с магазинами, кафе и т. д. При этом внутри кварталов создаются малолюдные и уютные дворы, что способствует сплоченности соседств. Квартальная застройка обеспечивает большую транспортную проницаемость города. Кварталы значительно меньше микрорайонов, такая застройка более сомасштабна человеку.
  • 5. Отказ от жесткого функционального зонирования городов. Принцип жесткого функционального зонирования города, когда в районе сконцентрированы здания с одной функцией (жилье, офисы или промышленность), был введен в мировую практику в 1920-х гг., чтобы отодвинуть жилые районы от «грязных» заводов. Сейчас для многих городов это уже не актуально. Отказ от жесткого функционального зонирования позволяет уменьшить маятниковую миграцию населения по маршруту «район жилья — район работы». Многофункциональная застройка создает новую городскую среду — более разнообразную и интенсивную.
  • 6. Ставка на креативный город и создание локальных общественных подцентров. В креативных городах творчество и самореализация человека становятся главными ценностями. В составе общественных пространств создаются так называемые «третьи места» («первое место» — жилье, «второе» — работа). Это локальные общественные подцентры, которые одновременно являются территорией общения, местами отдыха и местами работы.
  • 7. Строительство нового социального жилья. В последнее десятилетие правительства европейских стран резко увеличили объемы средств, выделяемых на строительство социального жилья, так как либеральная модель, когда человек зарабатывает и сам покупает себе жилье, не работает для большой части населения
Made on
Tilda